Помощь в трудной ситуации

Определение понятия «трудная жизненная ситуация» дано в статье 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».
Трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.

В статье 1 Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 1998 года № 124-Ф3 «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации» сформулированы типичные трудные жизненные ситуации для ребенка.
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации :

дети, оставшиеся без попечения родителей;
дети - инвалиды;
дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии;
дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;
дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
дети - жертвы насилия;
дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;
дети, находящиеся в специальных учебно - воспитательных учреждениях;
дети, проживающие в малоимущих семьях;
дети с отклонениями в поведении;
дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
 

В соответствии с данными определениями трудную жизненную ситуацию ребенка могут подтвердить следующие документы:

1.    Ходатайства, справки, заключения органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,  подтверждающие, что жизнедеятельность ребенка  объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и они не могут быть преодолены самостоятельно или с помощью семьи.
2.    Справка федерального учреждения медико-социальной экспертизы об  установлении инвалидности ребенка.
3.    Медицинская справка о состоянии здоровья ребенка.
4.    Справка органов Федеральной миграционной службы о наличии у ребенка статуса беженца или вынужденного переселенца и/или членов его семьи.
5.    Справка органов социальной защиты населения о проживании ребенка  в малоимущей семье.
6.    Иные документы, подтверждающие нахождение ребенка  в трудной жизненной ситуации.

Социально-экономические: низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия 
Медико-социальные: инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей 
Социально-демографические: неполная, многодетная семья, семьи с престарелыми родителями 
Социально-психологические: семьи с конфликтными отношениями 
Психолого-педагогические: семьи с низким общеобразовательным уровнем 
Криминальные: алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие 

Выявление неблагополучия в семьях воспитанников детского сада связано с выявлением факторов социального риска. С семьями детей проводятся беседы, анкетирование, психологическая и социальная диагностика. Также в семьи выходят педагоги с целью выявления семейного неблагополучия.

Основной информацией владеет воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми и по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия.

На что стоит обратить внимание
Утомленный, сонный вид
Санитарно-гигиеническая запущенность
Обмороки, головокружение из-за постоянного недоедания
Агрессия и импульсивность, которые сменяются апатией и подавленным состоянием
Выраженный страх взрослых, проявление тревоги в форме тиков
Боязнь идти домой
Жестокое обращении с животными
Стремление скрыть причину травм
Семья считается неблагополучной, если родители:

не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению детей
не исполняют своих обязанностей по содержанию детей
отрицательно влияют на их поведение
жестоко обращаются с детьми
страдают алкоголизмом, употребляют наркотики, ведут антиобщественный образ жизни
создают конфликтные ситуации, втягивая в них детей
Для профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателями, педагогом-психологом и социальным педагогом детского сада проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность сада. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта.

Работая во взаимодействии со специалистами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социальный педагог формирует и реализует систему комплексной помощи семье в снижении социального неблагополучия.

Психологическую помощь можно получить по единому телефону доверия: 8 800 333-44-34 Звонки бесплатны по всей России

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie